Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Немного истории

Легендарный балет возвращается на сцену Большого театра! Полистаем страницы его долгой истории. Послушаем авторов, зрителей и профессионалов.


Истоки

Жизнь балету Юрия Григоровича «Иван Грозный» дал знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева, вышедший на экраны во время войны. Первая его серия была обласкана всеми возможными премиями, вторая получила гневную отповедь властей (царь – собиратель русских земель предстал в ней жестоким тираном и убийцей), третья — так и не была доделана.

В музыке и в фильме были заложены огромные хореографические возможности, недаром Эйзенштейн пробовал на роль Анастасии великую Галину Уланову. Не удивительно, что пришла мысль дать музыке отдельную от фильма жизнь. Первым за работу взялся дирижер Абрам Стасевич, который в конце 50-х годов (уже после смерти Эйзенштейна) составил из музыки к фильму ораторию «Иван Грозный». В 70-х работу над балетом начали Юрий Григорович и композитор Михаил Чулаки.


Сергей Прокофьев и Сергей
Эйзенштейн во время съемок
«Ивана Грозного»

Вот что рассказывал Юрий Григорович:
«Музыку, сочиненную Сергеем Прокофьевым к фильму, я знал давно, меня в ней всегда поражала удивительная пластичность, она словно несла в себе помимо могучего драматизма еще и нераскрытую танцевальность. Мысленно я не раз возвращался к этой теме, составил балетный сценарий, в котором следовал за композитором и где возникали ключевые события жизни героя — царя Ивана IV и жизни всего государства.



Николай Черкасов – канонический
Иван Грозный

Именно свободная форма изложения, не копирующая историческую хронологию, но претендующая на точные характеристики персонажей и их поступков, меня привлекала. Важна, повторяю, была музыка Прокофьева, которая, по выражению Эйзенштейна, “нигде не становится иллюстрацией, но, всюду сверкая торжествующей образностью, она поразительно раскрывает внутренний ход явлений, его динамическую структуру, в которых воплощаются эмоции и смысл события”».