Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

«Иван Грозный»: влюбленный тиран

Возобновленный в Большом театре легендарный балет «Иван Грозный» Юрия Григоровича – событие в балетном мире исключительное. После первой серии премьерных показов стало очевидно, что балет не только не устарел, но даже приобрел новые выразительные возможности.

Первый и исключительный плюс новой старой постановки – ее знаковый характер для русской балетной истории. Ни один другой спектакль Григоровича не может сравниться с «Грозным» по глубине и силе художественного высказывания. История русской государственности представлена здесь через призму личности царя. Можно сколько угодно долго искать в балете конъюнктуру (тирания царя оправданная несостоятельностью бояр). Или критиковать условное деление героев балета на плохих и хороших (плохими здесь, предстают, разумеются, бояре, претендующие на трон и вознамерившиеся разделить страну на куски). И все же все это – второй, если не десятый план художественного целого. Главное здесь – выразительная картина душевной болезни Ивана, истоки его тирании, таящиеся в гибели любимой женщины. Грозный Григоровича не только царь, он еще и лирический герой, страдающий из-за личной трагедии.


В первом составе Ивана танцует Павел Дмитриченко. Артист старательно выстраивает новый для себя образ – необычного злодея (традиционно Дмитриченко танцует злодеев однозначных). Его Иван - «зверь с человеческим лицом», он жаждет народного благополучия и семейного счастья, но ради этого ему приходится убивать направо и налево. Дмитриченко с его иконописным лицом, тонкокостной фигурой, отлично вписывается в образ фактурно, - он страдает всем телом, в болезненном исступлении борясь с тяжестью царской доли (в балете метафора прозрачна и ясна– Иван сгибается под тяжестью царского посоха, который несет на манер креста – на согбенных плечах).


Его Анастасия (нежная, ангелоподобная Анна Никулина) хороша настолько, что забыть ее, действительно, не представляется возможным. Она кажется почти бесплотной в белоснежном наряде с фатой – это не столько царица, сколько влюбленная девочка. Градус чувства между Грозным и Анастасией в новой постановке настолько высок, что заставляет позабыть о «третьем лишнем», влюбленном в Анастасию Курбским (прекрасный Артем Овчаренко). А заодно и о том, что публике предложена не мелодрама, а исторический балет. И это, несмотря на всю грандиозность хореографии Григоровича (чего только стоит финальная сцена, где Грозный стягивает воедино канаты от колоколов, символизирующих земли российские) и фантастическую красоту сценографии Симона Вирсаладзе.


Такая трактовка в наши дни, возможно, только в плюс балету. Его танцуют молодые звезды Большого, они уже не смогут, даже если захотят, передать дух советской эпохи, им не слишком интересна идеология. И это правильно: серьезно танцевать патриотический пафос значит сознательно разводить на сцене «клюкву». Продемонстрировать же подлинный драматизм личной истории героев - это высочайшая планка для артистов в любую эпоху. Сегодня эта планка взята.