Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Парижская Гранд-опера. 1976–2003


Жан Гизерикс – первый
исполнитель роли
Грозного в Гранд Опера

Первая премьера балета «Грозного» в Париже состоялась через год после московской премьеры. Главные партии во французском «Иване» танцевали тогда молодые этуали — демонический Жан Гизерикс (Иван), грациозная Доминик Кальфуни (Анастасия), жизнерадостный Микаэль Денар (Курбский). Дирижировал спектаклем, как и в Москве, Альгис Жюрайтис. Григорович не внес существенных изменений ни в либретто, ни в хореографию, естественно, с поправкой на возможности артистов. И Грозный у него остался прежним. Страстным властолюбцем, жестоким правителем, нежным любовником, надломленным страдальцем.


Николя Ле Риш - современный
Иван Грозный,

Успех был грандиозный! Французские критики сравнивали его с прорывом, которое совершило русское балетное искусство во времена «Дягилевских сезонов». Говорили о чарующей хореографии, величественных декорациях, яркой неповторимой музыке. В Париж вернулась мода на русскость, сказки и «matreshka-style».


Элеонора Абаньято - Анастасия

В 2003 году спектакль в Гранд-опера был восстановлен. Балетный критик Патриция Бокадоро написала так: «Французские премьеры вложили сердце и душу в блокбастер советской эпохи — вернув на сцену большой стиль четвертьвековой давности». Особенно отмечали первый состав — Стефана Буйона и Матильду Фрустье, танцевавших заглавные партии. Достались добрые слова и Элеоноре Абаньято с Николя Ле Ришем. Неудивительно — с молодыми этуалями поработали сам Юрий Григорович и Наталья Бессмертнова.