Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Трудная работа

Чулаки дополнил ораторию Стасевича, включив в нее «Русскую увертюру», части Третьей симфонии и фрагменты кантаты «Александр Невский». Хореографию Григорович долго и мучительно «вынашивал». Репетировал с солистами сутки напролет, ездил с ними в Александровскую слободу, много читал и обсуждал потом прочитанное «за круглым столом».

Во время работы над балетом. Ю. Григорович, Ю. Владимиров, Н.Симачев, В.Кудрявцев


Нередко они расходились по домам глубоко за полночь, едва успевая на последний поезд метро. (Подробнее — читайте воспоминания первого исполнителя роли Андрея Курбского). Первоначально «Иван Грозный» задумывался как балет исключительно исторический. Григоровичу хотелось показать, как жила Русь того времени. Но постепенно образ царя вытеснил все остальное. Григорович построил свой балет вокруг него, точнее — вокруг его любви к Анастасии. Намекнул он и на симпатию, которую питал к жене русского тирана князь Курбский. Эта роль появилась в балете не сразу, но когда Григорович заменил первоначальный дуэт треугольником, сюжет заиграл всеми красками. Первое знакомство юного царя и Анастасии, их любовь, смерть царицы, отравленной боярами, отчаяние Курбского, потерявшего навсегда возлюбленную, гнев и безумие Ивана, видящего призрак любимой жены, страшная опричнина… «Балетный театр не знал ранее образов такой психологической многогранности, сложности и противоречивости, — писал академик-балетовед Виктор Ванслов. — Хореографически образ Ивана Грозного предстает в развитии, раскрывается в монологах, дуэтах и танцевально-пластических сценах. И вместе с тем ни одна из этих хореографических форм не повторяется, ибо каждый раз определяется конкретной драматической ситуацией и характером музыки».
Эти драматические перипетии были захватывающим действом.