Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Цвет Вирсаладзе


Симон Багратович Вирсаладзе

Отдельного разговора заслуживают декорации к балету, придуманные Симоном Вирсаладзе. Это была его первая работа, связанная с историей Руси. И она удалась на славу — оформление придало спектаклю художественную цельность и философскую законченность.

Оно диктовало стиль балета. Людмила Семеняка, танцевавшая Анастасию, вспоминает такой разговор с Григоровичем: «После спектакля он сказал: “Ты молодец, Люда, ты все сделала отлично как актриса. Но ты забыла самое главное — ты забыла рисунок Вирсаладзе, который ты не должна нарушать. Иначе эта иконопись не дойдет до зрителя в том правильном звучании”. И вот когда я соединила это, то следующий спектакль у меня получился именно такой, как хотел Юрий Николаевич».

Эскизы к балету «Иван Грозный»


Гениальная находка Вирсаладзе — мгновенно устанавливаемая общая декорация — гигантский иконный триптих. Он либо открывал, либо — напротив — «прятал» те или иные мизансцены. Вирсаладзе придумал костюмы танцующих бояр — когда солисты двигались, зрителю казалось, что оживают фрески. Крой и цвет нарядов художник создавал вместе с хореографом. Он использовал в костюмах и декорациях одни и те же цвета и материалы, добиваясь единства действия. Критики говорили, что «Вирсаладзе одевает не персонажей спектакля, а сам танец». А в художественных мастерских Большого до сих пор в ходу термин «цвет Вирсаладзе» — так говорят о сложных, приглушенных оттенках, которые любил мастер. Все костюмы были рукодельными, многие создавались по живому — Симон Багратович добавлял детали, отрезал лишнее, складки распускались или собирались, актеры повторяли движения, чтобы показать, как заживет костюм на сцене.

Эскизы к балету «Иван Грозный»


Часами Вирсаладзе работал над костюмом Анастасии, в котором она танцует образ покойной жены Грозного. Он что-то пришпиливал, следил, как костюмеры наматывают новые и новые витки бинтов, добиваясь именно того эффекта, который они задумали вместе с режиссером. «Костюмы бояр были сшиты из мешковины, — вспоминает заслуженный артист Юрий Ветров, — и он кистью на наших глазах наносил на них золотую краску. Они превращались в дорогую парчу». Везде, где гастролировал спектакль, с этими боярскими костюмами происходили какие-то интересные случаи. Например, в Лондоне принцесса Диана пригласила артистов к себе в ложу. Прямо в образе — в шубах, с окладистыми бородами — они поднялись наверх. Диана подошла поближе, глаза у нее широко распахнулись. «Я думала, это золото», — произнесла принцесса изумленно. После премьеры в парижской Гранд-опера артисты вернулись в гостиницу, и тут выяснилось, что кто-то забыл в гримерке сумку. Пришлось ехать обратно в театр. В гримерке, против ожидания, не было пусто. Несколько костюмеров с фонариками обследовали русские костюмы, перерисовывали их, постигая тайну роскошных боярских нарядов.

Эскизы к балету «Иван Грозный»


По иронии судьбы, сейчас для восстановления балета Юрию Григоровичу пришлось обратиться к французским коллегам. Вы увидите, что получилось, даже если не попадете на балет: на сайте ВТБ, при поддержке которого прошла премьера, работает виртуальная галерея, где можно в деталях рассмотреть реконструкцию.