Балет «Иван Грозный»
История и Современность
Театр
Драматические эпизоды русской истории так и просятся на сцену. Кроме легендарного балета Юрия Григоровича «Иван Грозный», о котором мы подробно рассказываем в этом проекте, образ кровавого царя не раз возникал в драматических и музыкальных постановках. А Ивана Грозного довелось сыграть гениям своего времени — Шаляпину, Станиславскому, Мейерхольду.
«Псковитянка» (опера) — Большой театр
«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова, успех к которой пришел после постановки в 1901 году в Большом театре. Тогда партию Грозного исполнял великий русский бас Федор Шаляпин. Режиссером спектакля был Иван Василевский, декорации выполнил художник Николай Клодт. Опера считалась самым аншлаговым спектаклем своего времени, на нее невозможно было достать билет. Столичный зритель был покорен неповторимым тембром шаляпинского голоса, его игрой. Придуманные именно Шаляпиным черты царя (нос крючком и торчащая коротенькая бородка) позже стали моделью не только для Александра Пирогова, Александра Огнивцева и других басов в партии Грозного, но и для Николая Черкасова в фильме Эйзенштейна.
Но Шаляпин не ограничился только визуальными эффектами, знаменитый бас долго изучал труды историков и художников, работавших над образом, в итоге «придумал» своего царя, несколько отличного от того, что был предложен в либретто. Формально в центре этой истории — завоевание Пскова и чувства Грозного на этот раз к счастливо обнаруженной взрослой дочери. Действие перенесено в Псков, сначала подчинившийся Грозному, затем попробовавший восстать. «Исскупляющей» жертвой становится Ольга, вдруг обнаружившаяся дочь Грозного и малоизвестной псковской боярыни. Найдя отца, но потеряв любимого (зачинщика» псковской «революции), она сама погибает, сраженная случайной пулей. Иван Грозный предстает здесь любящим отцом и рефлексирующим тираном одновременно. Он пытается загладить вину — ведь он начал бойню за Псков (его идея о «едином великом царстве» непоколебима). Однако смерть дочери заставляет его прекратить кровопролитие. То есть царь одумывается. Грозный же Шаляпина был резко отрицательным персонажем: человеком неукротимых страстей, страшным мучителем, злобным трусом, жестокосердным лицемером. Шаляпин придумал сцену, в которой на подмостки врывается всадник, подняв коня на дыбы. Это было явление царя народу — и царь этот был страшен в гневе. Также Шаляпин сумел показать мнимое раскаяние Грозного: согнувшееся тело, потухший взор, руки, хватающие воздух, затем хитрая искра в глазах… В финале торжествовал именно тиран.
Шумный успех постановки не мог не использовать в своих целях великий русский имрессарио Сергей Дягилев — он включил «Псковитянку» в знаменитые «Русские сезоны». Новая версия сразила наповал всю Европу — Грозного по-прежнему пел Шаляпин, декорации писали Александр Головин и Константин Коровин.
«Иван IV» (опера) — Большой театр города Бордо
Жорж Бизе начал работать над оперой «Иван IV» в 1862 году. Премьера была назначена на 1867 год, начались репетиции. Но в связи с визитом в Париж Александра II все отменили. Партитура оперы была обнаружена только в 30-х годах ХХ века в архиве Эмилии Штраус, вдовы Бизе, после ее смерти. Впервые опера поставлена в 1951 году в Большом театре города Бордо. Имена исполнителей русским меломанам ничего не говорили.
Единственное исполнение оперы в России состоялось в 2010 году в Санкт-Петербурге в рамках концерта «Русские цари глазами французов». Тогда-то общественность и заговорила о «новом слове по “делу” Грозного». Дело в том, что у оперы имелось поразительное либретто. Оно было посвящено любовным взаимоотношениям Грозного и Марии Темрюковны, черкешенки, ставшей впоследствии царицей. Действие начинается на Кавказе, где царь уводит в плен дерзкую красавицу. Та, отказавшись выйти за него замуж прилюдно, вдруг понимает, что влюблена. Затем следуют интриги, эшафот для врагов, а в финале — свадебный пир на весь мир. Грозный в опере не предстает ни тираном, ни психопатом. Это скорее сдержанный, но влюбленный царь. Строгий, справедливый, в финале даже счастливый. Все было хорошо в этой сказке, кроме того, что она не имела отношения к реальности и вызывала вопрос: почему же ее не захотели показывать Александру II? Историки утверждают, правители не стали разбираться, каким предстает царь в опере, испугались кривотолков и нежелательных сравнений одного русского царя с другим. Звучит не очень убедительно, но настоящей правды теперь уже не узнает никто.
«Смерть Иоанна Грозного» (трагедия) — МХТ
Знаменитая историческая трилогия Алексея Константиновича Толстого была написана в 1866–1870 годах, в нее вошли три трагедии: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Образ Грозного был тщательно выписан в первой из них — по сюжету царь переживает убийство сына, хочет уйти в монастырь и отказаться от престола. Однако власть он выпустить из своих рук не может, хотя и хочет.
Одним из первых театров, взявшихся поставить первую часть знаменитого «триптиха», был московский МХАТ (1898 год), управляемый тогда Константином Станиславским. Несколько спектаклей знаменитый режиссер играл Грозного сам, после отдал роль тогда еще начинающему артисту Всеволоду Мейерхольду. Эта роль вошла в список легендарных ролей XX века и сделала МХАТ еще популярнее. Оба исполнителя пытались воссоздать на сцене психологический портрет царя, но Мейерхольду сделать это удалось лучше. Феноменальная эрудиция будущего основоположника собственного театра сделала фигуру Грозного многограннее, выпуклее.
Грозный Мейерхольда — деспот, но деспот раскаявшийся. Царь осознает, что растоптал собственный народ в угоду идеи об абсолютной власти и единой государственности. Но, по его мнению, Россия — это он сам. Вера в собственное предназначение становится лейтмотивом истории, рассказанной Мейерхольдом. Его царь — неутомимый государственный ум, опередивший время, но оказавшийся бессильным перед искушениями неограниченной власти. Надорванная психика — его суть и центр художественного образа, деспот становится палачом самому себе. Этот образ потом пытались копировать, однако тщетно. До сих пор Грозный по версии режиссера Станиславского и в исполнении Мейерхольда считается эталонным.
«Иван Грозный» (драма) — Малый театр
Драматическая повесть «Иван Грозный» была создана Алексеем Николаевичем Толстым в 30-е годы XX века. Премьера состоялась в Москве, в Малом театре, 6 марта 1944 года. Несмотря на успех, спектакль сняли с репертуара. На работу режиссера Ильи Яковевлича Судакова обрушились советские критики. А «вина» его была в том, что он ратовал за историческую правдивость и идейность. Грозный предстал перед зрителем не только сильным и дальновидным правителем, спасшим страну от междоусобиц и тупых бояр, но и жестоким деспотом, погубившим тысячи тысяч невинных людей. В этот период «вождь народов» Иосиф Сталин пожелал в очередной раз «обелить» себя — найти историческое оправдание собственной тирании и жестокости. Он дал негласный указ прославлять Ивана Грозного и его окружение, в том числе и опричника Малюту Скуратова. В итоге не только критикам, но и писателю Толстому пришлось закрыть глаза на истину. Он переписал пьесу, реабилитировав царя. Режиссеры нового варианта спектакля — Пров Садовский, Константин Зубов и Борис Никольский — сделали ровно то же самое. Иван IV был утвержден ими как прогрессивный политик, чьими стараниями русское государство не только окрепло, но и стремительно развивалось. Грозный вел войны — стремился вывести страну к морю (а Сталин тем временем вел войну с фашизмом). С врагами он расправлялся решительно и не терпел инакомыслия (Сталин и здесь не отставал).
Что касается жестокостей главного Рюриковича, так царь как мог сдерживал себя. В новой пьесе Толстого говорилось, что царь каждый раз оттягивал казнь, молил Бога, чтобы он смирил его, а после яростно себя истязал. В итоге вырисовывался необходимый Сталину образ царя-патриота, защитника русской земли. Критики тогда писали: «Мы впервые видим на сцене подлинную историческую фигуру, борца “за пресветлое царство”, это гигант духа и характера». Идеализация Грозного точно совпала с идеализаций Сталина, пьеса Толстого по сути была «заказной», поэтому сценическая судьба ее оборвалась.
Грозный (оратория) — БДТ им. Товcтоногова
История оратории «Иван Грозный» — запутанный детективный сюжет, известный знатокам творчества Сергея Прокофьева. Мечтая дать выдающейся музыке к фильму «Иван Грозный» дальнейшую концертную и сценическую жизнь, за дело независимо друг от друга взялись композитор и дирижер Абрам Стасевич (он работал с Эйзенштейном на фильме), а также давний друг композитора и его импресарио Левон Атовмьян. Так появились два законченные произведения на одной основе. Близкие, но разные. Долгие годы публике была хорошо знакома версия Стасевича (она легла и в основу балета «Иван Грозный»). Недавно стала исполняться и найденная в архивах партитура Левона Атовмьяна.
Вообще это одно из самых широко исполняемых на мировой сцене произведений Прокофьева. Достаточно сказать, что есть записи таких мастеров, как Рикардо Мути, Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский и Мстислав Ростропович.
14 января 2008 года в Большом драматическом театре имени Георгия Товстоногова состоялся уникальный спектакль-концерт. Там прозвучала оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный», исполненная Государственным симфоническим оркестром, хором под руководством дирижера Сергея Словачевского и солистом-чтецом, народным артистом России Алексеем Петренко. Успех превзошел все ожидания — зритель рвался за билетами и ездил вместе с артистами на гастроли. Между тем, несмотря на неожиданное великолепие голоса, трактовка образа Грозного, придуманная Алексеем Петренко, была не бесспорной. Артист во всеуслышание заявил, что России нужен такой правитель, как Грозный, потому как «плохо без царя в голове и державе». На сцене он последовательно воплощал эту идею: его Грозный — правитель импульсивный, но мудрый, и истребляет он тысячи своих подданных не просто так, а во благо земель русских.
Весь в черном, артист умело поворачивал «дело», куда ему хотелось. Царь страдает — скрипки визжат. Наделив Грозного «могучим интеллектом и чуткой душой», Петренко воплотил на сцене собственную мечту о правителе для своей страны. И мечта эта до сих пор приходится многим россиянам по душе.
«Царство отца и сына» (драма) — Театр им. Моссовета
Спектакль Театра Моссовета (премьера состоялась 25 декабря 2010 года, до сих пор в репертуаре) объединил две первые части трилогии Алексея Константиновича Толстого. И, несмотря на то что трилогия эта была основой легендарного спектакля МХТ, Грозный выступал здесь в ином свете. Режиссер Юрий Еремин упорно и последовательно подводил зрителя к мысли о правомерности, более того — необходимости «сильной власти» в России. Перекличек с современностью режиссер также не скрывал, наоборот, всячески подчеркивал. Декорации и костюмы к трагедии он сделал минималистичными, а историческую эпоху почти условной. Грозный в исполнении Александра Яцко предстал перед зрителем жестоким властолюбцем «с бесовским огнем в глазах». Он только якобы раскаивается и исключительно «понарошку» хочет отдать власть. На самом деле Грозный «изучает» бояр — кто первый предаст его? Грозный — отрицательный, но необходимый герой. Только он может сдержать страну, защитить ее от врагов и внутренних междоусобиц. Царь Федор, исполняемый Виктором Сухоруковым, — антипод Грозного. Он миролюбив и чуток. И оба эти качества, по версии Еремина, сродни безумию. Федор у него никчемный и слабовольный, глядя на него, так и хочется воскликнуть «ну какой это царь? Это тряпка!»..