Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Дарья Михайловна Староголовцева (72 года), постоянный зритель Большого театра, балетоман:

Балет Григоровича «Иван Грозный» я видела в год его премьеры — в 1975-м. И кто бы что ни говорил потом, какую бы критику ни высасывали из пальца, нам, поклонникам русского балета, было очевидно: эта хореографическая эпопея войдет в историю искусства. Более грандиозный замысел трудно себе представить: до «Грозного» в мировом балете за основу брались сказки и почти никогда — исторические события. А музыка… она хоть и писалась под знаменитый фильм Эйзенштейна, в балете звучала так же драматично и эффектно, как никакая другая. Отдельно мне хочется вспомнить о сценографии и костюмах, которые придумал чудесник Симон Вирсаладзе. Он каким-то только ему ведомым способом оживил древнерусскую старину. Все эти иконы, колокола и хоругви… Это было так мощно, так ни на что не похоже. А костюмы? Бархат боярских одеяний, шапки, отороченные мехом, кружево и хрусталь женских уборов, блеск золота, драгоценных камней… Грозный весь в черном, с бровями, нарисованными углем, буквально парил над сценой. Он был похож на демона. Все-таки Симон Багратович был художником от Бога. На мой взгляд, последний гений в этой области. 50% успеха «Грозного» принадлежат именно ему. Он, как мне кажется, был цементом, который скреплял части целого.

балет

Вообще каждая составляющая этого балета — музыка Прокофьева, декорации Вирсаладзе, вся история сочинения, сюжет о собирании Руси молодым Иваном и его любовь к Анастасии — все сложилось одно к другому. Наталья Бессмертнова была бесподобна в роли царицы, Юрий Владимиров мощно танцевал Грозного, Борис Акимов — Курбского. Напряжение между этими тремя героями чувствовалось сразу. Наблюдать за историей их любви-ненависти было несравнимым эстетическим удовольствием. Хореография мое воображение не поразила — она оставалась такой же безупречной, как и в других балетах Григоровича. Но вкупе с музыкой, явным талантом и заинтересованностью артистов и, главное, декорациями балет производил грандиозный эффект. Вы, к примеру, знаете, что ровно через год после премьеры «Грозный» отправился на гастроли в Америку? Тогда это был беспрецедентный случай для нового произведения. Мне так хочется верить, что нынешнее возобновление балета будет удачным. Что не будет никаких подмен смыслов или переноса места действия в космос. Хочется повторения того же чуда, которое я испытала в 1975-м!