Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Ivan the Terrible


Первый исполнитель роли
Грозного - Юрий Владимиров

Центром балета «Иван Грозный» всегда был и остается Иван Грозный, выступающий в спектакле в трех ипостасях: как государственный деятель,подавляющий боярскую смуту, как герой, возглавляющий сопротивление врагу, но главное — как мужчина, способный на искреннюю любовь. Он вроде как стремился к прогрессивным преобразованиям, но не мог реализовать свои замыслы, поскольку потерял контроль над собой.


Владимир Васильев

Однажды пережив предательство бояр и смерть любимой, Грозный начал опасаться сторонников, уничтожать врагов, ненавидеть каждого и, наконец, бояться самого себя. Григоровичу как никому другому удалось раскрыть образ царя-мстителя — его масштаб и его трагедию.


Кирилл Атанасов,
премьер Гранд Опера

«Ивана судят уже четыре века, — говорит Юрий Григорович, — отношение к нему периодически меняется, кто-то Ивана Великого считает Великим учителем, кто-то — исчадием ада. Но интересно, что его фигура все не уходит и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетным театром ищется и своя художественная истина».

(Фото отсутствует)
Ирек Мухамедов

Успех спектакля всегда зависел от солиста, игравшего царя. Рисунок роли, хореографию Григорович подбирал под каждого персонально, связки движений сочинялись вместе с премьером. У каждого из них была своя манера.

Сменялись актеры, приходили новые блестящие Иваны — Владимир Васильев, Александр Годунов, Ирек Мухамедов… Говорят, что спектакль был снят в Большом театре с репертуара, когда последний эмигрировал и Григорович не нашел в труппе достойного Ивана.