Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Иван Грозный, 2012.
Александр Волчков


Фото Дамира Юсупова

Солист Большого театра, заслуженный артист России, Александр Волчков танцевал множество сольных партий во всех главных балетах мирового репертуара. На его счету Принц из «Спящей красавицы», Альберт из «Жизели», Борис из «Золотого века», Ромео из «Ромео и Джульетты», Красс из «Спартака»... Нынешний сезон Александр начинает с партии Ивана Грозного в балете Юрия Григоровича. В преддверии премьеры Time Out поговорил с артистом о сложностях работы над ролью, особенностях хореографии Григоровича и... актуальности исторической темы.


Расскажите, пожалуйста, как к вам пришла роль Ивана Грозного?
С самого начала Юрий Николаевич видел во мне Курбского. Я же мечтал танцевать Грозного. В конце прошлого сезона решился, подошел, попросил дать мне возможность подготовить и показать монолог царя. Юрий Николаевич дал добро. В начале нынешнего сезона он увидел мою работу и оставил за мной партию.


Чем вас так привлекала партия Грозного? Ведь главных ролей вы танцевали немало.
Грозный — величайшая фигура в нашей истории. Мне было интересно изучить не только его личность, но и тот отрезок истории. Я уверен, что школьная версия событий сильно отличается от того, что было на самом деле. Русскую историю писали и переписывали немцы, обиженные бояре и еще множество несведущих людей. Разумеется, каждый из них подгонял факты под собственные нужды.


Вы симпатизируете Грозному? Оправдываете его?
Безусловно. Каким он был человеком, никто не может знать наверняка, но то, что именно он объединил Россию, бесспорно. В принудительном подчинении Грозный видел единственный путь к сохранению государства. Его жестокость была оправданной — иначе удельные княжества не желали выполнять волю главного, Московского, княжества.


Как вы готовились к роли?
Помимо изнурительной работы в классе, много читал. В основном историческую литературу, переписку Грозного, научные работы.


Версия «Ивана Грозного» образца 2012 года сильно отличается от той, что публика увидела в 1975 г.?
Сложно сказать, что получится в итоге. Хореографию и декорации никто не менял, но балет будет другим. Дело в том, что каждый артист танцует по-своему. Так, Грозный из первого состава не похож на Грозного из третьего. И оба они не похожи на того, который был в 1975 году. Юрий Николаевич все время подчеркивает, что партия Грозного прежде всего является ролью. Слишком много в ней драматических нюансов. В мировом балете вообще не существует другой такой партии — настолько она заряжена эмоцией и духовностью. Здесь надо танцевать личность.


Вы говорите, ни один артист в роли Грозного не похож на другого. Каким его танцуете вы?
Грозным (улыбается). Но справедливым. «Мой» царь весь состоит из противоречий. Он рос среди бояр и всяческих бесчинств, в то же время стал одним из самых образованных людей своего времени. Он свято верил, что всякая власть от Бога. И если Бог допускает жестокость — значит, царь все делает правильно.


В чем самая главная сложность этой роли для вас?
Я не знаю, удастся ли мне донести до зрителя собственное видение характера Грозного. Я хочу, чтобы публике было очевидно: Грозный — русский человек, который болеет за Россию, верит в нее.


Расскажите об особенностях работы с Юрием Николаевичем Григоровичем?
Я работаю с ним уже очень давно, танцевал практически все главные партии в его балетах. Может быть, как никто знаю стиль работы Григоровича. На репетиции всегда нужно приходить во всеоружии, выкладываться на 100%, даже если мэтр просит танцевать «в полноги». Он очень требователен. И самое главное — в его хореографии, как ни в какой другой, можно выразить себя. Поэтому работа с ним — всегда большая ответственность и большая радость.


Александр, некоторые критики считают, что балет «Иван Грозный» не современен, и восстанавливать его совсем необязательно. Что скажете вы?
Если судить с позиций современно – несовременно, придется убрать «Мону Лизу» из Лувра. И любоваться исключительно на современных художников. Понимаете, есть вещи из разряда вечных ценностей. Я уверен, балет «Иван Грозный» именно такой. Он не может устареть, как не может устареть настоящее искусство.