Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Новый Курбский. Артем Овчаренко


Фото Дамира Юсупова

Ведущий солист Большого театра Артем Овчаренко любим не только критиками, но и зрителями. Всегда яркий и естественный на сцене, он блистательно справляется с главными ролями. Только в прошлом году он танцевал принца Зигфрида в «Лебедином озере» и солировал с «Dream of Dream» Йормы Эло. К внушительному списку добавится и партия князя Курбского в возобновленном балете Юрия Григоровича «Иван Грозный». Time Out поговорил с артистом о трудностях, радостях и волнениях грядущей премьеры.


Вам досталась партия князя Курбского… Расскажите, был ли кастинг?
Как такового кастинга не было. И я понимаю, почему. В театре уже сложилось некое мое амплуа — каких героев я могу играть, какие партии танцевать. Это, прежде всего, лирические персонажи, принцы и влюбленные юноши. На Грозного я не похож совершенно, даже внешне. Курбский, с его нежностью к Анастасии, мне ближе. Руководство посчитало меня достойным кандидатом на эту роль. Чем я, кстати, очень горжусь.


Расскажите, что именно вам близко в вашем герое? Каким вы его видите, каким танцуете?
Я очень долго и мучительно обдумывал эту роль. В итоге сосредоточился на следующей трактовке — я танцую Курбского как абослютного антипода царя. Он князь, с присущей князьям русской удалью. Никакого гротеска в нем нет и быть не может (образ же Грозного, на мой взгляд, гротескный). Это такой классический властьимущий — уверенный в себе, с широкой душой, с понятными мыслями.


То есть Курбский — хороший?
За что я люблю балеты Юрия Николаевича Григоровича — так это за то, что в них нет плохих и хороших. Всегда настоящие герои, живые и неоднозначные. Характер моего Курбского намного проще характера Грозного. Это без сомнения. И все же он, как и все нормальные люди, — разный. Монологи моего героя отличны один от другого. Вот, к примеру, сцена после смотрин — Грозный выбирает Анастасию себе в жены, Курбский молча страдает. Известно, что Грозный в тот момент подозревал Анастасию в связи с Курбским. В балете Григоровича эта связь очевидна. Я здесь должен быть максимально трагичен, выражать отчаяние и боль. Зато в следующей сцене я — князь, собирающийся идти войной против завоевателей Руси. Крепкий, сильный, властный. Вообще я считаю, что партию Курбского можно «лепить» бесконечно. Это был один из выдающихся людей своего времени. Русский полководец, государственный деятель, писатель. Историки упрекают его в консерватизме и предательстве, но почему? Курбский не был согласен с политикой Грозного. Поэтому он и сбежал из страны. Но при чем здесь предательство?


А как же предательство по отношению к Анастасии?
Здесь я согласен. Курбский знал, что бояре хотят отравить царицу, чтобы сломить волю царя. Но он не предотвратил трагедии.


Вы столько знаете о своем герое. Привнесли что-то новое в образ князя?
Дело в том, что со мной работает первый исполнитель роли Курбского — Борис Акимов. Григорович в принципе сочинил Курбского с «замахом» на Акимова. Сегодня этот выдающийся артист делится со мной уникальными знаниями. Рассказывает мне, зачем, как и для чего надо танцевать. Я очень многому у него учусь. Кроме того, много читаю исторической литературы по теме, вдохновляюсь фильмом Эйзенштейна, иногда включаю дома музыку Прокофьева. Да, изначально композитор не писал ее для балета. И многие критики на этом строят разгромные рецензии. Не знаю, я не чувствую «обмана». Все настолько органично…. Григорович сочинил не менее сильное произведение, чем Прокофьев. Не каждая труппа мира его осилит. И я счастлив, что «Грозный» снова войдет в репертуар Большого.


Что вас лично потрясает в этом балете?
Он вызывает бурю эмоций. Особенно сцены опричнины. Кровавый ужас ощущается даже на физическом уровне. Или, например, момент, когда Грозный притворяется больным, чтобы проверить бояр. Страшно всем зрителям до единого — как-то царь расправится с предателями? Во время монологов солистов по коже пробегают мурашки. Так все живо и по-настоящему. Когда собираются вместе гении — в данном случае Григорович, Симон Вирсаладзе (про музыку и говорить нечего) — спектакль перестает быть спектаклем. Это искусство в чистом виде. В каждой сцене различима жизнь Руси того периода.


Расскажите о своих костюмах.
Вы не представляете, как я был шокирован, когда увидел костюмы! Со сцены мне казалось — они невероятны, богаты, совершенны. Вблизи же это какие-то раскрашенные обрывки, тряпье. И тогда я понял, как гениален Вирсаладзе. Он из ничего сумел сделать совершенство. Ведь гениальность и простота всегда идут бок о бок.


А если говорить о хореографии?
Я легкий, в этом моя суть как танцора. Мне легко даются прыжки. А Курбский никак с «легкостью» не ассоцириуется, он очень приземленный герой. Мне нужно было постоянно себя ломать, искать в себе тяжесть и крепость. Самая сложная для меня сцена та, в которой я впервые появляюсь перед зрителем. В шубе и с посохом. Здесь я закладываю для своего героя фундамент — от того, каким станцую его здесь, зависит, каким он будет на протяжении всего балета.


Чему вас научила работа с мэтром? Как проходили репетиции?
Юрий Николаевич — строгий педагог. Он каждому из нас делал замечания даже на прогонах. Он вообще подробно объясняет каждому артисту, как именно и, главное, о чем тот должен танцевать. Эта его скрупулезность меня восхищает. Что касается хореографии, она не сильно изменилась по сравнению с первоначальной редакцией балета. Но время именилось, государственный строй, поэтому какие-то куски были вырезаны, какие-то придуманы заново.


Вы хотите сказать, что балет изменен с оглядкой на сегодняшнюю политическую ситуацию?
Я бы не стал так говорить. Хотя и уверен, что критики что-нибудь такое разглядят. Лично я сознательно не думаю ни о каких политических аллюзиях. Я не хореограф, не режиссер — я исполнитель. И стараюсь выложиться на 100%, чтобы показаться публике убедительным. Вот и все. Стараюсь видеть в «Грозном» исключительно художественное произведение, без всяких подтекстов.