Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Иван Грозный, 2012.
Павел Дмитриченко


Фото Дамира Юсупова

На счету у первого солиста Большого театра Павла Дмитриченко — запоминающиеся главные партии в балетах «Спартак», «Кармен-сюита», «Ромео и Джульетта». Сегодня Павел танцует партию царя в возобновленном балете Юрия Григоровича «Иван Грозный». Причем в первом составе. Time Out поговорил с артистом, работу которого обсуждают с такой горячностью и критики, и публика.


Павел, говорят, о партии Грозного вы мечтали давно. Как и почему возникла мечта?
Мечта возникла сразу, как только мне рассказал об этом балете мой педагог Василий Ворохобко. Я прекрасно помню, как он сказал, что роль Ивана как будто создана для меня. Посмотрев балет в записи ( главную партию исполнял Ирек Мухамедов), я в этом убедился. Я и тогда, и сейчас влюблен в этот балет.


Вы имеете в виду, что роль подходит вам по фактуре? Многие пишут о вашем амплуа «злодея».
Критики склонны клеить ярлыки. В моем репертуаре есть партии, далекие от «злодейских». «Кармен-сюита», например. Там я исключительно лирический персонаж. Когда я говорю, что «Грозный» мне близок, я имею в виду эмоциональную связь. Ведь эта роль, прежде всего, драматическая. Работать над ней — большое удовольствие, потому что моя задача - «станцевать» Личность.


Какой личностью Вы видите Ивана Грозного? Каким Вы его танцуете?
Великим правителем. Я считаю, что Иван Грозный опередил свое время и даже будущее. Мы и сегодня пользуемся плодами его деяний. Он расширил и укрепил государство. И да, я не согласен с точкой зрения историка Карамзина. Он писал по заказу царей Романовых, которые при Грозном не были даже приближенными ко двору. Разумеется, они хотели очернить предыдущую ветвь властителей. Грозного и Грозным-то начали называть только после его смерти. Сегодня царю приписывают немыслимые убийства, но если посмотреть в Судебную книгу его времени (книгу, кстати, тоже он придумал), то там записано 5 тысяч казней. В Европе, для сравнения, в это же время это число доходило до 400 тысяч. Грозный был глубоко верующим человеком, и обвинения в невероятных убийствах церковных лиц кажутся мне безумными.


Ваша трактовка образа царя совпала с трактовкой Юрия Николаевича? Вы обсуждали это?
Разумеется. Работа над балетом началась с обсуждения характера Ивана. Основу, фундамент этой роли заложил, конечно, Григорович. Но и с моим видением посчитались. После премьеры Юрий Николаевич подходил ко мне и говорил, что он счастлив. Оказывается, он даже не предполагал, что все так хорошо сложится. Он также добавил, что у меня получился свой Иван. Я бесконечно горд был это услышать.


Юрий Николаевич остался доволен. А вы?
Я не просто доволен, я счастлив, что в моей творческой судьбе появился этот балет. Совпало все - я работал при живой легенде Юрии Николаевиче, родственники Прокофьева дали руководству Большого права на его музыку, балет возобновлен. Я, наверное, самый счастливый артист на сегодняшний день.


В чем заключалась основная трудность при работе над балетом?
Кода мы начинали, Юрий Николаевич меня предупредил о негативной критике. Он знал, что ее будет много. Просил меня не читать. Так что морально я был готов. И основная для меня сложность состояла не столько в том, чтобы понравиться критикам, сколько Григоровичу. Я сделала для этого всё. Сейчас уже можно сказать, что между мной и еще двумя премьерами было негласное соревнование на прогонах. Они тоже сильные ребята…


Если говорить о самой партии, в ней были сложности для вас?
Сложно, когда ты не почувствовал своего героя, не понял и не оправдал его. Если же все делать, как нужно, то танцевать - одно удовольствие. Физическая и эмоциональная усталость, конечно, есть. Это нормально.


Как проходили репетиции с Юрием Николаевичем?
Юрий Николаевич видит возможности артиста лучшего самого артиста. У него есть разные способы вытаскивать из артистов таланты. Иногда он делает замечания, иногда кричит. Меня лично его крики «не то, не так» заводят. Я прихожу домой, анализирую, понимаю, что он, как всегда, прав. Еще Григорович, как никто, умеет настроить артиста на роль. После разговоров с ним, не возникает сомнений, твоя эта роль.


Павел, как вы относитесь к той критике, о которой предупредил вас Юрий Николаевич? Не все пишут о вашей работе благосклонно. Больше того, называют сам балет устаревшим и ненужным.
Мнение госпожи Кузнецовой - это мнение одного единственного человека. Каждый имеет право на свое собственное суждение. Мне кажется, что полный зал, аплодирующий стоя, говорит о спектакле больше, чем любая критика. А что касается балета в целом, «Иван Грозный» не может устареть. Он актуален сегодня и будет актуален всегда, пока есть понятие государства. Кроме того, этот балет чуть ли не единственный в истории посвящен великому периоду русской истории. Интерес к нему колоссальный. И не только у нашей публики. Мне звонят из других стран, спрашивают, когда привезем «Грозного».


Есть планы?
Об этом нужно спрашивать у руководства. Я просто констатирую факт — балет жаждут увидеть. И это вполне понятно — его создавали гении: Григорович, Вирсаладзе... Под их руководством родился шедевр. Он не может устареть.