Премьера

Как создавался балет
Хроника 1975-2012
Мнения и воспоминания Действующие лица и исполнители NewВ залеНа сцене


Победители конкурса

Личность в истории
и в искусстве

Современники и историки
о самом противоречивом русском царе

Театр. Живопись. Кино.


Интересные публикации

New Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии!» Как восстанавливали уникальные декорации и костюмы к премьере балета «Иван Грозный» Новый царь назван! 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» навсегда останется в мировой истории искусств. Борис Акимов, первый исполнитель роли Курбского: «Когда возникал этот зловещий Иван Грозный... шли мурашки по коже, становилось страшно». Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

Балет «Иван Грозный»
История и Современность

Современная Анастасия.
Анна Никулина


Фото Дамира Юсупова

Легкая и стремительная Анна Никулина еще в 2004 году танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», сегодня она блистает в роли Никии в «Баядерке», Принцессы Авроры в «Спящей красавице» и других. Роль Анастасии, любимой жены Грозного, по Аниным словам, особенная. Time Out встретился с балериной и выяснил, почему.


Вы могли бы оценить балет «Иван Грозный» как зритель?

Безусловно. Это не только роскошный спектакль с продуманной хореографией, великолепными декорациями и костюмами, это действие, наполненное глубоким смыслом. Оно заставляет русских людей чувствовать свою принадлежность к общей истории, быть ближе друг к другу.


Чем вам дорога роль Анастасии?

Это сложная и интересная роль. Над ней нужно много работать. Это и делает ее такой привлекательной для меня. Мне лично очень трудно показать публике царицу. Не просто влюбленную девушку, а именно жену помазанника Божьего. Это же совершенно другая пластика — другое положение тела, другая посадка головы, осанка... Но я работаю над собой и надеюсь, что получится.


Вы не первый раз работаете с Юрием Николаевичем.

Да, и могу сказать, что работать с ним для меня большое счастье. Юрий Николаевич — живой классик, гений. Про его балеты критики могут сколько угодно писать, мол, они устарели. Классика не устаревает.


Юрий Николаевич дает вам конкретные советы?

Да. Но какие именно — мне не хочется говорить. Все же есть некая тайна в том, как рождается образ. Но все его подсказки очень важны и нужны. Хореография Григоровича мне удобна, я не испытываю технических трудностей, когда танцую Анастасию. Но над образом нужно работать очень много.


Он строгий педагог?

Да. При случае может и накричать. В этот момент главное не теряться, слушать, что он говорит, вникать, повторять. Он точно знает, что нужно спектаклю.


Вы говорите, что образ вашей героини требует кропотливой работы. Какая, по вашему мнению, Анастасия?

Очень любящая. Она верит в Грозного, она его опора и поддержка. Анастасия страшно переживает его болезнь. А как трогателен и пронзителен ее монолог, когда Грозный отправляется на войну. Наконец, она готова выпить чашу с ядом, думая, что это ради него. Такая бесконечная преданность меня завораживает и восхищает.


А вы могли бы пожертвовать жизнью ради чувства?

Мне кажется, что могла бы. Я настолько сроднилась с партией Анастасии, что, кажется, уже живу в другом веке.


Расскажите, пожалуйста, о костюмах.

Костюмы Симона Вирсаладзе кажутся простыми, когда держишь их в руках, но со сцены, при нужном свете, они выглядят роскошно. На протяжении спектакля я меняю пять нарядов, и все они неописуемо красивы.


Вы волнуетесь перед премьерой?

А как же. Мы уже на финишной прямой, осталось совсем немного до премьеры. Очень хочется верить, что балет увидят и те, кто не знаком с оригиналом 1975 года. Это же другое поколение, и им будет о чем подумать после того, как опустится занавес.